Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский профессионально-технический колледж Положение Об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья г. Стерлитамак 1.Общие положения 1.1 Настоящем положении разработано в соответствии с законодательными и нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) с последующими изменениями и дополнениями); Закон РФ от 24.11.1995 r.№ 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями); - Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120- ФЗ (с изм. и доп.); - Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2022 № 70167), (срок действия до 1 марта 2029г.); Приказ Министерства образования и науки РФ от16 августа 2013 г. № 968 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования». 1.2 Настоящее положение определяет особые условия обучения и направления работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее обучающихся с ограниченными возможностями здоровья). 1.3 Обеспечение реализации права граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. 1.4 В целях реализации положений законодательных актов РФ в колледже проведена оценка специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным программам профессионального обучения. 1.5 Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Положении понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. предоставление услуг ассистента (помощника). оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания колледжа и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 2. Особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 2.1В колледже создаются надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения включая: распашные двери, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное оборудование, специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения. А также оснащение помещений предупредительной информацией, обустройство информирующих обозначений помещений. 2.2 Инвалиды и лица с ограниченными возможностями слуха и речи, с ограниченными возможностями зрения и ограниченными возможностями опорно-двигательной системы могут получить образование по адаптированным образовательным программам по очной форме обучения. 2.3. На обучение в колледж по образовательной программе среднего профессионального образования по профессиям принимаются лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды II и III групп, которым согласно заключению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в колледже по данным профессиям. 2.4 Обучение лиц, указанных в пункте 2.2. может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. 2.5 Для лиц, указанных в пункте 2.2., при необходимости, могут быть созданы адаптированные программы обучения. 2.6. При получении образования в колледже, лица указанные в пункте 2.2. обеспечиваются бесплатно специальными учебными и информационными ресурсами. Также им могут быть предоставлены бесплатные услуги сурдопереводчиков. 2.7. Лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении подают стандартный набор документов и представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию одного из следующих документов: заключение психолого-медико-педагогической комиссии; справку об установлении инвалидности, выданную федеральным государственным учреждением медикосоциальной экспертизы. 2.8. Колледж может организовывать работу выездных приемных комиссий для граждан с ограниченными возможностями здоровья. 2.9. Дистанционное поступление. 2.9.1.При дистанционной форме поступления абитуриент заполняет заявление о поступлении в колледж в электронной форме. Форма заявления доступна для скачивания на официальном сайте колледжа. Заполненное и подписанное абитуриентом заявление сканируется и сохраняется на электронном носителе информации для дальнейшей отправки по электронной почте на адрес колледжа . 2.9.2. Аналогичным образом необходимо отсканировать и отправить по электронной почте гражданский паспорт, документ о6 образовании в фотографию (цветную на светлом фоне 30х40 мм). 2.9.3. Все вышеперечисленные файлы отправляются по электронной почте адрес колледжа: pu18ster1itamak@ramЫer.ru (если отправка происходит не с личного электронного адреса. необходимо указать в письме контактный электронный адрес, иметь такой адрес обязательно, т.к. на него будут приходить письма и учебно-методические материалы в процессе обучения). 2.9.4. В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в колледже обеспечивается: присутствие ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт); обеспечение для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, возможностей беспрепятственного доступа в учебное помещение, буфет, туалет, доступ к информационным ресурсам. правовое консультирование обучающихся; содействие в трудоустройстве на работу. 2.10.Для обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже внедрена адаптированная форма обучения с элементами дистанционного обучения. 2.11. Целью обучения, указанного в пункте 2.10, является предоставление обучающимся возможности освоения основных образовательных программ профессионального образования непосредственно по месту жительства или временного их пребывания. 2.12. Обучение, с элементами дистанционного, обеспечивают Интернет — технологии. 2.13. Обучение, с элементами дистанционного, по основной образовательной программе реализуется на базе основного общего образования или среднего общего образования. 2.14. При обучении, с элементами дистанционного, колледж осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей с использованием средств Интернеттехнологий. 2.16. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся, при необходимости, могут быть организованы в дистанционном формате. 3. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится Колледжем с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности). 3.2. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований: - проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении ими государственной итоговой аттестации; - присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии); - пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей; - обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях. 3.3. Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья: а) для слепых: - задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации зачитываются ассистентом; - письменные задания надиктовываются ассистенту; б) для слабовидящих: - обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; - выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; - задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной итоговой аттестации оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: - обеспечивается наличие звукоусиливающай аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования: д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): - письменные задания надиктовываются ассистенту; 3.4. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации. 4. Социализация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья В штате колледжа имеются должности заместителя директора, социального педагога, педагогапсихолога, которые осуществляют мероприятия по социальной и психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.