Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский профессионально-технический колледж Положение о воспитательной работе в колледже ГБПОУ Стерлитамакского профессионально-технического колледжа (в ред. с изм. и доп.) г. Стерлитамак 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию воспитательной работы в ГБПОУ «Стерлитамакский профессионально-технический колледж» (далее – колледж), его цели, задачи, содержание, принципы. 1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ; - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) с последующими изменениями и дополнениями),; - Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. №2765-Р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»; - Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». - Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - Законом Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан" (с изменениями и дополнениями), Законом Республики Башкортостан от 07.12.2020 № 344-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан"; - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года № 54 «О Государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан»», с изм., внесенными Постановлением Правительства РБ от 16.09.2022 № 544); - Уставом и иными локальными актами ГБПОУ «Стерлитамакский профессиональнотехнический колледж»; 1.3. Воспитательная работа – один из видов основной деятельности колледжа, является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса колледжа, строящегося на основе гуманистической направленности своей работы и развития социальной и культурной компетентности личности. 1.4. Воспитательная работа колледжа способствует становлению активной гражданской позиции её участников, их личной ответственности, способствует самоутверждению, формированию опыта творческой деятельности, проявлению профессиональной компетентности, осознанного отношения к делу. 1.5. Непосредственно организует и координирует воспитательную работу в колледже заместитель директора по воспитательной работе, назначаемый на должность из числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 2.1. Главной целью воспитательной работы является формирование высоконравственной личности и специалиста, востребованного обществом, с учетом индивидуальности воспитуемого; компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, стремящегося к саморазвитию и самосовершенствованию. 2.2. Основными задачами воспитательной работы колледжа являются: - повышение социального статуса воспитания в колледже; - координация и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса; - оказание помощи семье в решении проблем воспитания: организация психологопедагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей; - повышение профессионального управления воспитательным процессом; - совершенствование содержания и механизмов нравственного, гражданско-правового, патриотического, художественного, эстетического, трудового и физического воспитания студентов; - использование отечественных традиций и глубокого уважения к традициям многонациональной культуры, интернационализма и толерантности, современного опыта и инноваций в области воспитания; - изучение основных социально-психологических потребностей и проблем студентов и педагогов, обеспечение сохранности контингента студентов; - внедрение передового опыта образовательных учреждений в воспитательную работу колледжа; - удовлетворение непрерывно растущих и изменяющихся требований потребителя в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности; - гарантия реализации социальных и личностных компетенций выпускников колледжа в обществе. 2.3. Функции воспитательной работы колледжа: - определение концепции воспитательной деятельности колледжа, обеспечение стратегии её реализации; - разработка программы и планов воспитательной работы на учебный год, другой нормативной и методической документации; - координация воспитательной деятельности структур и подразделений колледжа; - принятие и реализация решений, связанных с оптимизацией воспитательной среды и управлением системой воспитательной деятельности колледжа; - определение наиболее эффективных форм, методов и способов организации воспитательной работы в колледже; - формирование единого воспитательного пространства, единого воспитательного коллектива, организация творческого взаимодействия преподавателей и студентов по обеспечению развития воспитательной среды в колледже; - разработка форм, методов и содержания воспитания в колледже; - обеспечение необходимых условий для самореализации личности, поддержание и развитие учебно-творческих, социально-бытовых инициатив и инновационных идей преподавательского коллектива, не противоречащих Уставу колледжа; 3. СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3.1. Воспитательная работа в колледже строится согласно личностно-деятельностному подходу. Личностно- деятельностный подход – это системный подход в воспитательной работе. Основными технологиями при личностно-ориентированном и системном подходах к воспитанию являются: коллективно-творческие дела (далее – КТД), тренинг-общение, шоу-технологии, групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов), диалог «Педагог - воспитанник», создание ситуаций успеха и другие. 3.2. Основными направлениями воспитательной работы в колледже являются: - планирование и координация работы всех участников воспитательного процесса; - методическая работа с классными руководителями, преподавателями, молодыми специалистами, родителями; - развитие студенческого самоуправления и совершенствование его информационноправового обеспечения; -воспитание образовательной самостоятельности студентов в процессе исследовательской деятельности; - воспитание правовой культуры студентов и профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании, табакокурения, формирование здорового образа жизни в студенческой среде; - воспитание творческой индивидуальности, инициативности личности, коллективизма; - воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции студента колледжа; - воспитание конкурентоспособной личности, нацеленной на самореализацию и творчество. 3.3. Принципами, направленными на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности, в современных условиях, являются: - единство обучения и воспитания, - субъектность, - участие студентов в различных видах деятельности колледжа, - социальное взаимодействие. 3.4. В соответствии с подходами и принципами воспитания в колледже осуществляется подбор и совершенствование форм, методов и современных технологий воспитания. 3.4.1. В соответствии с функциями воспитательной деятельности используются следующие формы работы: - индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и другие); - групповые (дискуссии, диспуты, дебаты; мультимедийные презентации, проекты); - коллективные (КТД: конкурсы, концерты, фестивали, акции, соревнования, походы, агитбригады). 4. УЧАСТНИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 4.1. Состав участников воспитательной работы колледжа определён в Приложении №1к настоящему Положению. 4.2. Общее руководство деятельностью воспитательной работы в колледже осуществляет директор, который: - издает приказы и распоряжения по вопросам воспитательной работы; - определяет основные направления политики колледжа в сфере воспитательной работы; - организует взаимодействие с юридическими и физическими лицами, органами власти в вопросах воспитания; - осуществляет контроль деятельности участников воспитательного процесса; - утверждает планы воспитательной работы. 4.3. Непосредственно организует и координирует воспитательную работу в колледже заместитель директора по воспитательной работе, который подчиняется непосредственно директору колледжа и: - организует текущее планирование воспитательной работы колледжа; - обеспечивает воспитательный процесс в колледже; - проводит воспитательную работу в колледже; - обеспечивает использование и совершенствование методов организации воспитательного процесса и современных воспитательных технологий; -осуществляет контроль качества воспитательного процесса (тематический, персональный); - организует воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеаудиторную работу; - оказывает помощь обучающимся в проведении культурно- просветительских и оздоровительных мероприятий; - вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса колледжа и управления им; - отвечает за выполнение классными руководителями их обязанностей; - организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих); - обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации, локальных нормативных актов, регламентирующих воспитательную работу в колледже; - выполняет иные функции в соответствии со своими должностными обязанностями. Деятельность классных руководителей способствует изучению творческих основ воспитания, изучению и распространению передового опыта. Она создаёт методическую базу воспитательной работы, накапливает методические разработки классных часов и тематических мероприятий. 4.5. Руководитель физвоспитания (ответственный преподаватель физического воспитания) осуществляет воспитательную работу по формированию здорового образа жизни студентов через вовлечение их в активные виды деятельности в форме соревнований, кроссов, эстафет и других форм в соответствии со своими должностными обязанностями. 4.6. Руководители структурных подразделений осуществляют воспитательную работу в соответствии с настоящим Положением и своими должностными инструкциями, в тесном взаимодействии с заместителем директора по воспитательной работе. 4.7. Колледж в рамках воспитательной работы взаимодействует с социальными партнерами: проводятся встречи, диспуты и другие формы работы. Взаимодействие с социальными партнёрами строится на общественных добровольных началах посредством заключения соглашений. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОКУМЕНТАЦИЯ 5.1. Заместитель директора по воспитательной работе разрабатывает План воспитательной работы колледжа в мае-июне текущего года на очередной учебный год. План утверждается директором. Заместитель директора по воспитательной работе доводит утверждённый План до классных руководителей на совещании и обеспечивает его размещение на официальном Интернет-сайте колледжа. План хранится у заместителя директора по воспитательной работе. 5.2. В колледже ведется следующая документация по воспитательной работе: -Папка по воспитательной работе классного руководителя и мастера п/о. - Анкеты, тестирования, отчеты (подготовленные психологом, социальным педагогом, классными руководителями). 5.3. Библиотека обеспечивает реализацию прав пользователей на свободный доступ к информации, свободное образовательное и духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. 5.4. Ответственность за разработку, ведение, размещение на официальном Интернетсайте, выполнение планов несут руководители по направлениям деятельности. Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет контроль за исполнением планов. 5.5. Информационное обеспечение управления и организации воспитательной работы в колледже осуществляется в двух формах – устной (устные распоряжения, обмен мнениями на совещаниях, выступления и прочее) и письменной (приказы, плановая и отчетная документация, стенные газеты и прочее). 5.6. Студенты могут получать интересующую их информацию о воспитательной работе колледжа в структурных подразделениях, органах управления и самоуправления, на стендах, сайте колледжа. 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ 6.1. Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет свою работу совместно с директором и его заместителями, классными руководителями, преподавателями, мастерами п/о закреплённых групп, Студенческим советом колледжа, заведующей библиотекой ( библиотекарем) колледжа. 6.2. Колледж в процессе воспитательной работы взаимодействует с другими общественными и государственными организации и учреждениями. 6.3. В период отсутствия заместителя директора по УВР (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением. 7. ПООЩРЕНИЯ, ВЗЫСКАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 7.1. За успехи, достигнутые в воспитательной работе, её участники могут быть поощрены директором по представлению заместителя директора по воспитательной работе следующим образом: - объявление благодарности с занесением в личное дело; - награждение почетными грамотами, дипломами; - материальное стимулирование, премии и ценные подарки. 7.2. За нарушение дисциплины участники воспитательной работы могут быть привлечены директором к дисциплинарной ответственности и на них могут быть наложены взыскания (предупреждения, выговор). 7.3. Ответственность за качество воспитательной работы несет заместитель директора по воспитательной работе. 8. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕДЖЕ 8.1. Материальное обеспечение воспитательной работы в колледже складывается из бюджетных и внебюджетных средств. 8.2. Формы материального стимулирования воспитательной работы студентов отражены в Положении о стипендиальном обеспечении и других формах материального стимулирования и социальной поддержки студентов. 8.3. Поощрение преподавателей и других сотрудников осуществляется на основании представлений руководителей структурных подразделений в соответствии с локальными нормативными актами колледжа. 9. КОНТРОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕДЖЕ 9.1. Контроль воспитательной работы в колледже осуществляет директор. 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10.1. Настоящее Положение регламентирует воспитательную работу всех подразделений, органов управления и самоуправления колледжа. 10.2. Положение обязательно к применению для заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, преподавателя ОБЖ, руководителя физ.воспитания, Студенческого совета колледжа и обучающихся в колледже. 10.3. Положение вступает в силу с момента его утверждения директором колледжа и действует до издания нового положения, вводится в действие приказом директора колледжа. Положение принимается, изменяется и отменяется директором колледжа. Положение подлежит согласованию со Студенческим советом колледжа, и рассмотрению на Общем собрании работников и представителей обучающихся колледжа. 10.4. Ответственность за надлежащее исполнение требований настоящего Положения несет заместитель директора по воспитательной работе.