Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский профессионально-технический колледж Положение о предметно-цикловой комиссии (в ред. с изм. и доп.) г. Стерлитамак 1. Общие положения 1.1 Предметно-цикловая комиссия является объединением педагогических работников образовательного учреждения среднего профессионального образования. 1.2 Предметно-цикловая комиссия создается в целях совершенствования образовательного процесса, качества обучения и воспитания студентов, повышения профессиональной квалификации и методического мастерства членов комиссии. 1.3 Предметно-цикловая комиссия в своей работе руководствуется: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023); - Уставом ГБПОУ СПТК, - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессиям, - локальными актами, касающимися научно-методической работы, а также настоящим Положением. 2. Задачи предметно-цикловой комиссии Основными задачами предметно-цикловой комиссии являются: 2.1 Обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. 2.2 Создание и совершенствование комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам, объединенным предметно-цикловой комиссией и профессиям и специальности, подготавливаемым в образовательном учреждении. 2.3 Разработка и реализация педагогических технологий, методик обучения и воспитания, повышающих эффективность образовательного процесса, качество подготовки специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда. 2.4 Повышение квалификации преподавателей. Обеспечение проведения на высоком профессиональном уровне всех видов учебных занятий по учебным дисциплинам, входящим в предметно-цикловую комиссию. 2.5 Организация изучения преподавателями лучшего опыта учебной, воспитательной, методической работы. 3. Содержание работы предметно-цикловой комиссии В соответствии с целями и задачами предметно-цикловой комиссии содержанием ее работы является: 3.1 Разработка рабочих программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, программ учебной и производственной практики, тематики и содержания дипломного проектирования, лабораторных и практических занятий, содержания учебного материала дисциплин для самостоятельного изучения студентами. 3.2 Создание учебно-наглядных пособий, дидактических материалов, компьютерных обучающих программ, тренажеров и других средств обучения. 3.3 Разработка методик преподавания учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебных и методических пособий, методических рекомендаций по изучению отдельных тем и разделов учебной дисциплины, профессионального модуля, проведению лабораторных и практических занятий, организации самостоятельной работы студентов, применению наглядных пособий, технических средств обучения, вычислительной техники в образовательном процессе. 3.4 Создание оптимального комплекса средств контроля (тестов, контрольных вопросов, компьютерных контролирующих программ и др.), рассчитанного на реализацию входного, текущего и итогового контроля, позволяющего объективно определить уровень усвоения учебного материала, качество знаний, умений и навыков студентов. 3.5 Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, средств и методов активного обучения и воспитания студентов. 3.6. Подготовка и внесение предложений по корректировке плана - графика учебного процесса в части перераспределения по семестрам объема часов на изучаемые дисциплины, в том числе, их соотношения между теоретическими и практическими занятиями, в пределах, установленных государственными требованиями, исходя из конкретных целей образовательного процесса. 3.7 Обеспечение проведения промежуточной аттестации студентов, определение формы и условий аттестации, выработка единых требований к оценке знаний и умений студентов по отдельным дисциплинам, разработка содержания экзаменационных материалов: контрольно – оценочных средств, контрольно – измерительных материалов билетов, контрольных и зачетных работ, тестов и других материалов. 3.8 Участие в формировании программы государственной итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения (соблюдение формы и условий проведения аттестации, разработка программы итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, итогового междисциплинарного экзамена по профессиям и специальности, тематики квалификационных выпускных работ, требований к выпускным квалификационным работам, критериев оценки знаний выпускников на аттестационных испытаниях). 3.9 Рассмотрение и обсуждение качества подготовки специалистов по итогам работы Государственной аттестационной комиссии, определение и реализация мер по совершенствованию образовательного процесса по учебным дисциплинам и практикам, закрепленным за предметноцикловой комиссией. 3.10 Повышение уровня профессиональной квалификации и методического мастерства членов комиссии, оказание помощи начинающим педагогам в подготовке и проведении занятий, внесение предложений по аттестации преподавателей, входящих в состав предметно-цикловой комиссии, распределению их педагогической нагрузки. 3.11 Организация изучения и освоения членами комиссии лучшего опыта учебно-воспитательной и методической работы преподавателей, руководителей практик. Подготовка, проведение и обсуждение открытых учебных занятий. Организация взаимопосещения занятий преподавателями предметно-цикловой комиссии. 3.12 Заслушивание отчетов преподавателей о выполнении индивидуальных планов повышения квалификации, о прохождении стажировок на предприятиях и в вузах, о переподготовке на факультетах повышения квалификации. 3.13 Организация исследовательской работы, технического (художественного) творчества студентов, обсуждение планов работы кружков – предметных и технического творчества. 3.14 Рассмотрение и рецензирование учебно-программной и методической документации, учебников, учебных и методических пособий, плакатов, кино- и видеофильмов, других средств обучения, разработанных преподавателями ПЦК. 3.15 Выработка единых требований к планированию, организации и содержанию работы кабинетов учебных дисциплин и учебных лабораторий, обсуждение планов работы преподавателей, календарно-тематических планов и других материалов, относящихся к компетенции предметноцикловой комиссии. 3.16 Составление и обсуждение планов работы предметно-цикловой комиссии, индивидуальных планов преподавателей по повышению квалификации, графиков проведения лабораторных, практических и обязательных контрольных работ по учебной дисциплине и другой планирующей документации, относящейся к компетенции предметно-цикловой комиссии. 3.17 Обеспечение проведения «недель» предметно-цикловой комиссии, предметных олимпиад, тематических вечеров и других внеклассных мероприятий, проводимых преподавателями предметноцикловой комиссии. 4. Формирование предметно-цикловых комиссий 4.1 Предметно-цикловые комиссии создаются в образовательном учреждении среднего профессионального образования по приказу директора. 4.2 Порядок формирования предметно-цикловых комиссий, периодичность проведения их заседаний (не реже одного раза в два месяца), полномочия председателей и членов комиссий определяются педагогическим Советом. 4.3 Предметно-цикловые комиссии формируются из числа преподавателей, мастеров производственного обучения и других категорий педагогических работников, работающих в колледже, в том числе по совместительству и другим формам не основной (внештатной) работы, а также представителей работодателей. 4.4 Предметная комиссия объединяет преподавателей одной учебной дисциплины. Цикловая комиссия объединяет преподавателей нескольких учебных дисциплин цикла. 4.5 Численность членов предметно-цикловой комиссии должна быть не менее 5 человек. 4.6 Педагогический работник может быть включен только в одну комиссию. При необходимости он может привлекаться к участию в работе другой комиссии (других комиссиях), не являясь ее (их) списочным членом. 4.7 Перечень предметно-цикловых комиссий, их председатели и персональный состав утверждается приказом директора образовательного учреждения сроком на один учебный год. 5. Организация работы предметно-цикловой комиссии 5.1 Непосредственное руководство предметно-цикловой комиссией осуществляет ее председатель. Кандидатура председателя предметно-цикловой комиссии назначается директором образовательного учреждения. Председатель предметно-цикловой комиссии является членом методического Совета образовательного учреждения. 5.2 Общее руководство работой предметно-цикловых комиссий образовательного учреждения осуществляет заместитель директора по учебной работе. 5.3 На председателя предметно-цикловой комиссии возлагается: организация работы комиссии, составление планов ее работы; рассмотрение календарно-тематических планов преподавателей; организация и руководство работой по учебно-программному и методическому обеспечению учебных дисциплин и профессиональных модулей, по разработке материалов для проведения промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения по дисциплинам и модулям, курируемым данной предметно-цикловой комиссией; руководство подготовкой и обсуждением открытых учебных занятий; организация контроля за качеством проводимых членами комиссии учебных занятий, организация взаимопосещения уроков и других мероприятий, входящих в компетенцию предметноцикловой комиссии; ведение учета и представление отчетов о работе предметно-цикловой комиссии. 5.4 Работа по выполнению обязанностей председателя предметно-цикловой комиссии подлежит дополнительной оплате в установленном порядке в пределах фонда оплаты труда. 5.5 Из состава предметно-цикловой комиссий открытым голосованием избирается секретарь для ведения протоколов заседаний комиссии и ее делопроизводства. 5.6 Решения предметно-цикловой комиссии принимаются простым большинством голосов и вступают в силу после утверждения их директором образовательного учреждения или заместителем директора по учебной работе. При несогласии председателя предметно-цикловой комиссии с решением членов комиссии окончательное решение принимает заместитель директора образовательного учреждения. 5.7 Члены предметно-цикловой комиссии обязаны посещать заседания комиссии, принимать активное участие в ее работе, выступать с педагогической инициативой, вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, выполнять принятые комиссией решения и поручения председателя комиссии. 5.8 Каждая предметно-цикловая комиссия в соответствии с номенклатурой дел образовательного учреждения ведет следующую документацию на текущий учебный год: – план работы; – контрольные экземпляры всей действующей учебно-методической документации, входящей в круг деятельности комиссии; – протоколы заседаний, решения, отчеты и другие документы, отражающие деятельность комиссии. Необходимость ведения иной документации определяется комиссией самостоятельно.