Положение о мониторинге образовательного процесса

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Стерлитамакский профессионально-технический колледж

Положение
о мониторинге образовательного процесса в ГБПОУ СПТК
(в ред. с изм. и доп.)

С учетом мнения:
Совета обучающихся,
Советом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

г. Стерлитамак
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
- Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 (ред. от 20.12.2022) "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2022 № 70167)
- федеральными государственными образовательными стандартами, реализуемыми в
ГБПОУ СПТК (далее - Колледж);
- Уставом Колледжа.
1.2. Мониторинг - это система сбора, обработки, хранения и распространения
информации об основных процессах Колледжа, которая позволяет судить об их состоянии
в любой момент времени и прогнозировать их развитие, обеспечивает необходимую
информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений,
направленных на достижение целей развития Колледжа.
1.3. Объектом мониторинга выступает качество профессионального образования,
обеспечиваемое структурными подразделениями Колледжа, как совокупность свойств,
определяющая его способность удовлетворять требования федеральных государственных
образовательных стандартов, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в
отношении подготовки востребованных на региональном рынке труда специалистов.
1.4. Мониторинг качества профессионального образования и основных процессов
Колледжа (далее - мониторинг) является одним из средств внутриколледжного
управленческого контроля.
1.5. Средства и формы мониторинга должны быть психологически и педагогически
точно выверенными и согласованными с целями, возможностями и направлениями
деятельности персонала Колледжа.
1.6. Качество мониторингового процесса в Колледже должно отвечать критериямпринципам:
действенность, технологичность, объективность, систематичность,
всесторонность, дифференцированность.
1.7. Мониторинг является одной из функций руководителей структурных
подразделений Колледжа. Процедура мониторинга качества образования в колледже
осуществляется на основании настоящего положения.
2. Объекты и методы мониторинга
2.1. Мониторинг образовательного процесса охватывает преподавательскую деятельность,
деятельность структурных подразделений, учебно-методическое и материальное
обеспечение учебного процесса, результаты освоения основных профессиональных
образовательных программ (далее – ОПОП) обучающимися и их удовлетворенность
качеством образовательной услуги, кадровый состав.
2.2. Основными методами мониторинга образовательного процесса является следующее:
-изучение федеральных и региональных нормативных, методических документов,
регламентирующих организацию и содержание образовательного процесса;
- внутреннее и внешнее экспертирование учебно-нормативной документации;
- устные и письменные опросы (анкетирование, тестирование и т. д.);
- организация текущего, промежуточного и итогового контроля;
- социально-психологические диагностики обучающихся;
- статистическая регулярная отчетность по итогам семестров, государственной итоговой
аттестации, трудоустройства выпускников и т. д.;

В качестве единицы измерения мониторинг образовательного процесса предусматривает
статистическую совокупность показателей указанных выше параметров.
2.3. Этапами реализации мониторинга является:
- планирование мониторинга;
- проведение мероприятий мониторинга (систематизация и обработка данных);
- анализ данных, получаемых в результате мониторинга;
- принятие решения об устранении несоответствий, предупреждающих проведение
корректирующих действий.
3. Планирование мероприятий мониторинга
3.1. Проведение мониторинга преподавательской деятельности в процессе представления
образовательных услуг включает технологию проведения аудиторных занятий, создание и
своевременное обновление учебно-методической документации, соблюдение трудовой
дисциплины, выполнение учебной нагрузки, отзывы обучающихся.
3.2. Проведение мониторинга учебно-методического и нормативного обеспечения
включает наличие и соответствие учебных планов реализуемых профессий и
специальности требованиям ФГОС СПО, наличие утвержденных рабочих программ
учебных дисциплин и профессиональных модулей, регламентирование всех
составляющих образовательного процесса необходимыми локальными актами,
обеспечение дисциплин и профессиональных модулей печатными и электронными
учебными изданиями, методическими материалами.
3.3. Проведение мониторинга деятельности структурных подразделений включает
наличие документации и отчетности, регулярность и правильность их ведения.
3.4. Мониторинг оценки обучающимися содержания организации и качества проводится
ежегодно в форме анкетирования и предусматривает анализ таких параметров, как
уровень материально-технического обеспечения учебного процесса, профессионализм
преподавателей, организация системы контроля за учебными достижениями и т. д.
3.5. Мониторинг кадрового состава включает анализ качества преподавательского состава,
его уровня профессиональной переподготовки, выполнение всеми
работниками
Колледжа предъявляемых требований (повышение квалификации, периодичность и
содержание медицинских осмотров).
3.6. Мониторинг результатов освоения основной профессиональной образовательной
программы включает мониторинг успеваемости обучающихся по итогам промежуточной
и государственной итоговой аттестации, мониторинг трудоустройства выпускников.
Составной частью мониторинга результатов и качества освоения ОПОП является
проведение текущего контроля.
4. Организация текущего контроля качества освоения основной профессиональной
образовательной программы
4.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка
учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом на текущих занятиях. При
изучении учебной дисциплины, междисциплинарных курсов и других элементов
профессионального модуля могут быть предусмотрены различные виды текущего
контроля обучающихся:
устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одному или
нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения
ситуаций;
письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами,
решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным
темам (разделам) курса;
комбинированный опрос – контроль, предусматривающий одновременное использование
устной и письменной форм оценки знаний по одной или нескольким темам;
защита и презентация домашних заданий – контроль знаний по индивидуальным или
групповым домашним заданиям с целью проверки правильности их выполнения, умения

обобщать пройденный материал и публично его представлять, прослеживать логическую
связь между темами курса;
дискуссии, тренинги, круглые столы – групповое обсуждение вопросов проблемного
характера, позволяющее продемонстрировать умение работать в команде, принимать
решения, отстаивать свою точку зрения;
тестовый контроль – совокупность заданий определенной формы (открытые, закрытые,
комбинированные) и различных уровней сложности, позволяющих объективно оценить
учебные достижения обучающихся.
выполнение практикоориентированных заданий, решение ситуационных задач,
выполнение манипуляций.
возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются педагогами
по согласованию с действующими предметно- цикловыми комиссиями.
4.2. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим занятие. Формы
текущего контроля определяются с учётом видов и содержания учебных занятий и
находят свое отражение в рабочей программе учебной дисциплины или
профессионального модуля и фонде оценочных средств.
4.3. В начале изучения дисциплины или профессионального модуля проводится входной
контроль знаний и умений обучающихся, приобретённых на предшествующем этапе
обучения и необходимых для успешного овладения новой дисциплиной или
профессиональным модулем в установленные сроки.
В середине каждого семестра в колледже проводится «Предварительная аттестация»,
позволяющая определить текущие результаты и учебные достижения обучающихся.
4.4. Данные текущего контроля используются администрацией колледжа, предметноцикловыми комиссиями и педагогами для своевременного проведения необходимых
корректирующих действий, организации индивидуальных и групповых консультаций,
дополнительных занятий, а также для совершенствования методического обеспечения,
методики преподавания учебных дисциплин и профессиональных модулей, форм
самостоятельной работы и используемых способов и средств контроля.
5. Мониторинг оценки обучающимися
содержания, организации и качества образовательного процесса
5.1. Требования ФГОС СПО к условиям реализации основной профессиональной
образовательной программы в числе прав обучающихся предусматривают возможность
оценивания ими содержания, организации и качества образовательного процесса.
5.2. Мониторинг оценки обучающимися содержания, организации и качества
образовательного процесса осуществляется в форме анкетирования
5.3. Анкетирование проводится с целью получения информации о состоянии
образовательного процесса в колледже и предупреждения возможных негативных
тенденций в его развитии.
5.4. Анкетирование обучающихся сопровождается разъяснением его целей и содержания
вопросов. Анкета заполняется обучающимися анонимно и самостоятельно.
5.5. Тематические блоки, содержание и формулировки вопросов, включенных в анкеты,
определяются психологом, учебной частью,
(приложение № 1 к настоящему
Положению).
5.6. Анкетирование и обработка результатов проводится психологом колледжа или
заместителем директора.
5.7. Результаты анкетирования обобщаются в виде статистических данных с указанием
процентного соотношения выбора по каждому вопросу и доводятся до сведения
администрации колледжа.
В обобщенном виде данные анкетирования доводятся до сведения обучающихся и
преподавателей колледжа (приложение № 2 к настоящему Положению).

Приложение № 1
к Положению о мониторинге образовательного процесса
АНКЕТА
Инструкция анкеты: Уважаемый обучающийся! Просим вас принять участие в
психологическом исследовании качества образовательного процесса. Просьба отвечать на
вопросы честно, анонимность гарантируется.
Вопросы анкеты (составлены исходя из поставленной цели и задач):
1. При каких обстоятельствах Вы поступили в наше учебное заведение?
А – поступил сразу после, школы;
Б – после нескольких лет работы;
В – после службы в армии;
Г – поступил после окончания училища (колледжа);
Д – перевелся из другого учебного заведения;
Е – другие обстоятельства (или сочетание указанных).
2. Что Вас побудило в свое время поступить учиться в наше учебное заведение?
А – посоветовали родители;
Б – интересовала будущая профессия (специальность);
В – посоветовали друзья;
Г – привлекла известность учебного заведения;
Д – чувствовал призвание к данной профессии;
Е – нужен документ о профессиональном образовании;
Ж – другого выбора практически не было;
З – мне было все равно, куда поступать.
3. Как Вам дается учеба?
А – учеба дается легко;
Б – не слишком легко, но и без особых трудностей;
В – дается с трудом.
4. Интересно ля Вам учиться?
А – учусь с интересом, учеба нравится;
Б – трудно сказать;
В – учиться неинтересно, учеба не нравится;
5. Стремитесь ли Вы к высоким оценкам?
А – прикладываю весьма большие усилия;
Б – стараюсь по мере сил;
В – успеваемость меня не волнует.
6. Какие оценки Вы получаете на экзаменах
А – в основном «5»;
Б – как правило «4 и 5»;
В – самые разные оценки (в том числе и «3»);
Г – преобладают «3».
7. Укажите 3-4 качества, которые Вам хотелось бы, прежде всего, видеть у своих
преподавателей? (Ответов не должно быть больше 4)
А – общительность, контактность;
Б – умение излагать материал, объяснять новое;
В – чувство юмора;
Г – глубокое знание своего предмета;
Д – интеллигентность, высокая общая культура;

Е – увлеченность наукой;
Ж – отзывчивость, чуткость;
З – хорошее знание практики;
И– демократичность убеждений;
К – требовательность, принципиальность;
Л – мне безразлично, какими качествами обладает преподаватель.
8. Что Вас больше всего стимулирует в учебе? (можно отметить несколько
вариантов)
А – стимулируют высокие требования на экзаменах и зачетах;
Б – когда преподаватель интересно рассказывает, подробно объясняет;
В – если имею на руках нужные, учебники, пособия, методические материалы;
Г – беседы и встречи с людьми нашей профессии;
Д – возможность самому делать, что-нибудь практически (в кабинете, лаборатории,
мастерской);
Е – привлекает работа с учебными материалами, оформленными в компьютерной версии;
Ж – когда преподаватели тщательно проверяют выполненные мною работы, задания,
объясняют мои ошибки;
З – если преподаватели меньше проверяют, контролируют, спрашивают;
И – практически на мою учебу внешние обстоятельства не влияют.
9. Оцените по 5-ти бальной шкале состояние различных составляющих учебного
процесса в лицее(1- низший балл, 5 – высший балл, дайте ответ по каждой позиции):
1. Профессиональный уровень
1
2
3
4
5
преподавателей
2. Уровень лекций
1
2
3
4
5
3. Уровень практических занятий,
1
2
3
4
5
семинаров
4. Организация практики
1
2
3
4
5
5. Материально-техническое обеспечение
1
2
3
4
5
учебного процесса
6. Обеспеченность учебной литературой
1
2
3
4
5
7. Обеспеченность научной, справочной
1
2
3
4
5
литературой, специальными
периодическими изданиями
8. Общее соответствие обучения запросам
1
2
3
4
5
работы и жизни
10. Что, на Ваш взгляд, могло бы существенно улучшить качество получаемого
образовании в Колледже?
А – рост профессионального уровня преподавателей;
Б – изменение программы обучения, пересмотр преподаваемых курсов и дисциплин;
В – увеличение доли активных методов обучения (деловые игры, анализ ситуаций);
Г – увеличение доли самостоятельной работы за счет аудиторной;
Д – увеличение времени, отведенного на практику;
Е – усиление обратной связи, постоянная оценка студентами качества учебного процесса;
Ж – повышение материально-технического обеспечения учебного процесса (компьютеры,
копировальная техника, видеотехника, современное оборудование для лабораторий и
мастерских и т. д.);
3 – повышение обеспеченности учебной литературой;
И – повышение обеспеченности научной, справочной литературой, периодическими
изданиями;
К – увеличение числа лет обучения;
Л – укажите другое.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».