Положение об организации самостоятельной работы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Стерлитамакский профессионально-технический колледж

Положение
об организации самостоятельной работы обучающихся в ГБПОУ
СПТК
(в ред. с изм. и доп.)

С учетом мнения:
Совета обучающихся,
Советом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
г. Стерлитамак
1. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
- федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального
образования, реализуемыми в ГБПОУ СПТК (далее - Колледж);
- Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
21.09.2022 № 70167), (срок действия до 1 марта 2029г.);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 413" (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034);
- Уставом Колледжа.
1.2. Настоящее Положение регламентирует организацию самостоятельной работы студентов
Колледжа.
1.3. Положение подлежит применению всеми сотрудниками и структурными подразделениями
Колледжа, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим
образовательным программам.
1.4. Самостоятельная работа студентов является обязательной частью содержания основных
профессиональных образовательных программ специальностей/направлений подготовки. Принцип
организации самостоятельной работы является единым для всех
форм обучения.
1.5. К документам, используемым для организации самостоятельной работы, относятся:
- рабочий учебный план по профессии или специальности;
- календарный график учебного процесса на текущий учебный год;
- рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2. Назначение и виды самостоятельной работы.
2.1. Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и
специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы,
самостоятельности,
ответственности,
организованности;
формирование
самостоятельности
мышления,
способностей
к
саморазвитию,
совершенствованию и самоорганизации;
- формирования практических общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
- развитию исследовательских умений.
2.2. В учебном процессе колледжа выделяются два вида самостоятельной работы:
1) Аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях,
под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию
2) Внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу выполняется по заданию

преподавателя, но без его непосредственного участия.
3. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы студентов
3.1. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов - планируемая учебная, учебноисследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное
время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного
участия.
Самостоятельная работа студентов - вид учебной деятельности, который:
- соответствует конкретной цели и задаче;
- формирует умения и навыки;
- повышает степень самостоятельности;
- вырабатывает установку на познавательную деятельность и активность студентов;
- обеспечивает активное продвижение студентов от низших к высшим уровням мыслительной
деятельности.
3.2. В основе организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов лежат следующие
концептуальные педагогические положения:
- центром процесса обучения является учение, а не преподавание;
- студент должен стать не объектом процесса обучения, а его субъектом;
- студент должен не только овладеть определенным объемом знаний, умений, навыков, но
научиться самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладевать способами
познавательной деятельности, которые обеспечат его компетентность.
3.3. Основные цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
- формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по
учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам (МДК), профессиональным модулям (ПМ);
- систематизация и закрепление полученных компетенций, теоретических знаний и практических
умений;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и
специальную литературу;
- развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня,
развитие исследовательских умений;
формирование
самостоятельности
мышления,
способностей
к
саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации.
Цели
самостоятельной
внеаудиторной работы студентов должны соответствовать
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, рабочим
программам учебных дисциплин и профессиональных модулей, быть реальными, конкретными,
выполняемыми и направленными на обучение, развитие и воспитание.
3.4. Объем самостоятельной внеаудиторной работы студентов определяется федеральным
государственным образовательным стандартом, действующими рабочими учебными
планами. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы студентов определяется
рабочей программой учебной дисциплины или профессионального модуля.
3.5. Формы самостоятельной внеаудиторной работы студентов включают:
1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение
материала по литературным источникам.
2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
3. Работа со словарем, справочником.
4. Поиск необходимой информации через Интернет.
5. Конспектирование источников.
6 . Реферирование источников.
7 . Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
8 . Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
9 . Составление обзора публикаций по теме.
10. Составление и разработка словаря (глоссария).
11. Составление хронологической таблицы.
12. Составление библиографии (библиографической картотеки)
13. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник
самоподготовки и т.д.)

14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
15. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию,
диктанту, контрольной работе, зачету, экзамену).
17. Выполнение домашних контрольных работ.
18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа
(ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты ).
19. Выполнение творческих заданий.
20. Проведение опыта и составление отчета по нему.
21. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
22. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
23. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
24. Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его
защите на семинарском или практическом занятии.
25. Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.
26. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
27. Написание курсовой работы. Подготовка к выступлению на конференции (к защите курсовой
работы).
28. Выполнение расчетов по проекту технического изделия.
29. Выполнение чертежа и эскиза изделия.
30. Изучение аналогов технического изделия.
31. Изучение инструкционной и технологической карты;
32. Самостоятельная разработка технологической карты изделия;
33. Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента
и т.д.
4. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы.
4.1. Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование
информационных и материально-технических ресурсов колледжа.
Материально-техническое
и
информационно-техническое
обеспечение
самостоятельной работы обучающихся включает в себя:
- библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
- учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий.
- компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
- учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными
договорами;
- аудитории (классы) для консультационной деятельности;
- учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли
самостоятельной работы обучающихся, и иные материалы.
4.2. Порядок организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов зависит от
структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее
изучение, выбранных форм самостоятельной внеаудиторной работы студентов, индивидуальных
качеств студентов и условий учебной деятельности.
4.3. Процесс организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов включает в себя
следующие этапы:
- подготовительный
(анализ учебно-программной документации с целью выявления
используемых форм самостоятельной внеаудиторной работы студентов, составление тематического
плана самостоятельной внеаудиторной работы студентов, разработка форм самостоятельной
внеаудиторной работы студентов, подготовка методического обеспечения);
- основной (реализация самостоятельной внеаудиторной работы студентов в ходе освоения
программы учебной дисциплины и профессионального модуля, контроль выполнения
самостоятельной внеаудиторной работы, мониторинг эффективности использования применяемых
форм самостоятельной внеаудиторной работы, проведение корректирующих действий с целью
актуализации форм и методов самостоятельной внеаудиторной работы студентов);

заключительный (анализ эффективности использования применяемых форм
самостоятельной внеаудиторной работы, проведение корректирующих действий с целью
актуализации форм и методов самостоятельной работы).

4.4. Ответственные структурные подразделения (учебная часть, методист):

контролируют планирование и организацию самостоятельной внеаудиторной работы
студентов, в том числе индивидуального проектирования;
- разрабатывают и утверждают нормативную документацию по самостоятельной внеаудиторной
работе студентов;

информируют преподавателей о действующем законодательстве;

оказывают методическую помощь по организации самостоятельной внеаудиторной
работы студентов: организуют работу по комплектованию необходимой научной и
учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами и пособиями. 3.5.
Преподаватели обеспечивают реализацию выбранных форм и методов обучения,
методик самостоятельной внеаудиторной работы студентов, критериев оценки качества
выполняемой самостоятельной внеаудиторной работы, а также систематический контроль
и оценку выполнения студентами самостоятельной внеаудиторной работы.
Самостоятельная внеаудиторная работа по усмотрению преподавателя может выполняться
студентами индивидуально или коллективно (творческими группами), при этом
преподаватель должен исходить из цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы,
уровня сложности, умений студентов.
4.5. Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы
студента являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- полнота общеучебных и общенаучных представлений, знаний и умений по изучаемой теме;
- четкость и правильность выполнения поставленной задачи, оформление отчетного материала в
соответствии с заданными требованиями.
4.6. Студент, не представивший результаты своей самостоятельной внеаудиторной работы, к
итоговой аттестации по учебной дисциплине и профессиональному модулю не
допускается.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».