Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Стерлитамакский профессионально-технический колледж
Положение
Об организации научно-методической работы, проведение научных и
методических конференций, семинаров
(в ред. с изм. и доп.)
С учетом мнения:
Совета обучающихся,
Советом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
г. Стерлитамак
Положение о методической работе в колледже разработано на основе основных
нормативных документов Министерства образования и Закона РФ «Об образовании».
Положение о методической работе в колледже определяет цели, задачи, формы
организации методической работы, способы получения информации о современных
научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах
организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и
распространению педагогического опыта.
1. Цели и задачи методической работы в колледже
1.1. Целью методической работы в колледже является повышение уровня
профессиональной культуры педагога и мастера п/о, педагогического мастерства для
сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.
1.2. Задачи методической работы в колледже:
- Оперативное реагирование на запросы ИПР по насущным педагогическим
проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической
практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для
анализа и самоанализа педагогической деятельности.
- Организация системы МР в колледже с целью развития педагогического
творчества и самореализации инициативы педагогов.
- Пополнение информационного педагогического банка данных о педагогическом
опыте через обобщение и получение опыта работы своих коллег.
- Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической
деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
- Оказание методической помощи ИПР.
- Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в
собственном опыте, обобщение опыта нескольких педагогов, работающих по одной
проблеме.
- Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация
традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.
- Вооружение педагогов колледжа наиболее эффективными способами
образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и
деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню
обученности и воспитанности учащихся.
2. Организация методической работы в колледже
2.1. Структура методической работы в колледже:
- Методический совет ГБПОУ СПТК:
-предметно-цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин и доп.образования;
- предметно-цикловая комиссия информационных и творческих дисциплин;
- предметно-цикловая комиссия общепрофессиональных и профессиональных
дисциплин строительного направления;
- предметно-цикловая комиссия профессионального обучения по адаптированным
программам.
2.2. Основные формы методической работы:
2.2.1. Коллективными формами методической работы колледжа являются:
- педагогический совет;
- предметно-цикловые комиссии;
- методические семинары;
- инструктивно-методические совещания;
- научно-педагогические конференции;
- педагогические чтения;
- конкурсы педагогического мастерства;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- выставки методических материалов;
- курсы повышения квалификации;
- предметные декады;
- аттестационные мероприятия инженерно-педагогических работников и т.п.
2.2.2. Индивидуальная методическая работа инженерно-педагогического коллектива
осуществляется в форме:
самостоятельной
методической
работы
преподавателей,
мастеров
производственного обучения и других инженерно-педагогических работников по
повышению квалификации и профессионального роста, согласно плану индивидуальной
методической работы.
2.2.3. Самостоятельная методическая работа включает:
- составление индивидуального плана методической работы на учебный год;
- изучение содержания учебных планов и программ по дисциплинам, профессиям и
специальности;
- периодическое изучение методической и специальной литературы;
- разработку и совершенствование учебно-планирующей документации, учебнометодических комплексов по дисциплинам и других методических материалов;
- творческое освоение и использование на уроках передового педагогического и
производственного опыта, инновационных технологий обучения;
- работу по оформлению учебного кабинета, лабораторий, мастерских
производственного обучения;
- периодическое проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- ежегодное участие в Методической выставке учебно-методических материалов;
- периодическое участие в курсовой подготовке по повышению квалификации (1 раз
в 3 года);
- участие в педагогических конференциях, семинарах, совещаниях, конкурсах
педагогического мастерства и т.д.;
- подготовка и организация предметных декад (недель);
- участие в научно-исследовательской и инновационной деятельности колледжа.
2.2.4. Индивидуальная методическая работа с инженерно-педагогическими
работниками осуществляется постоянно и включает:
- изучение системы работы инженерно-педагогических работников;
- оказание методической помощи инженерно-педагогическим работникам;
- проведение методических обучающих семинаров, инструктивно-методических
совещаний, консультаций для инженерно-педагогических работников;
- выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта
инженерно-педагогических работников колледжа;
2.2.5. Для методической работы в колледже организованы предметно-цикловые
комиссии, утвержденные приказом директора, которые:
- обеспечивают реализацию методических указаний, инструкций и рекомендаций по
вопросам содержания и организации учебно-воспитательного процесса;
- анализируют содержание подготовки квалифицированных специалистов,
осуществляют меры по выполнению учебных планов и программ;
- предпринимают меры по совершенствованию теоретического и практического
обучения, внедрения и изучения инновационных технологий обучения;
- анализируют результаты выпускных квалификационных испытаний, определяют
меры по повышению качества обучения;
- изучают систему работы инженерно-педагогических работников, при
необходимости оказывают методическую помощь;
- обсуждают методику изучения программного материала по дисциплинам и по
производственному
обучению,
выполнение
лабораторно-практических
работ,
осуществление внеаудиторной работы с обучающимися;
- обсуждают вопросы организации предметных декад, конкурсов педагогического и
профессионального мастерства;
- организуют проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий,
осуществляют взаимопосещение занятий,
организуют обсуждение и внедрение в
практику работу инженерно-педагогических работников эффективных форм и методов
обучения и воспитания;
- организуют работу по составлению учебно-методических комплексов по
дисциплинам, методических материалов для педагогов и студентов.
2.3. Основными участниками МР колледжа являются:
- педагоги;
- мастера п/о;
- руководители ПЦК;
- администрация колледжа (директор, заместители директора).
3. Компетенция и обязанности участников методической работы колледжа
3.1. Компетенция участников МР:
Преподаватели и мастера п/о:
- участвуют в работе ПЦК;
- обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность
на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
- участвуют в выборах руководителей ПЦК;
- разрабатывают методические программы, технологии, приёмы и способы работы с
обучающимися;
- работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые
обсуждены на ПЦК и допущены к использованию решением Педагогического совета
колледжа);
- участвуют в МР колледжа.
Руководители ПЦК:
- организуют, планируют деятельность ПЦК;
- обеспечивают эффективную работу участников МР в период занятий, дают
поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической
деятельности;
- руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут
консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и
воспитания;
- готовят методические рекомендации для педагогов колледжа;
- анализируют деятельность ПЦК,
- организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы
своих коллег и достижений педагогической науки.
Администрация колледжа:
- разрабатывает вместе с участниками ПЦК задания и методические материалы;
- определяет порядок работы всех форм методической работы;
- координирует деятельность ПЦК и методических мероприятий;
- контролирует эффективность деятельности методических комиссии;
- проводит аналитические исследования деятельности ПЦК;
- материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического
коллектива в целом.
3.2. Обязанности участников методической работы
Педагоги и мастера п/о обязаны:
- проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия;
- систематически посещать занятия ПЦК;
- анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения
коллег, способы обучения;
- оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров,
конференций, конкурсов, совещаний;
- пополнять информационный банк данных (составление информационнопедагогических модулей, диагностических заданий, методических текстов);
Руководители ПЦК обязаны:
- стимулировать самообразование педагогов;
- организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных,
групповых и т.д.;
- разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников
ПЦК;
- анализировать деятельность МР ПЦК;
- проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей,
новшеств, методик, технологий, программ обучения;
- обобщать опыт работы педагогов колледжа.
Администрация обязана:
- создавать благоприятные условия для работы ПЦК, обеспечивая их работу
необходимым для этого учебно-методическим комплексом;
- оказывать всестороннюю помощь руководителям ПЦК;
- содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации
деятельности МК.
Консультанты, научные руководители обязаны:
- оказывать консультативную методическую помощь педагогам разного уровня с
целью их профессиональной адаптации, обучению педагогическому проектированию
и формированию индивидуального стиля педагогического поведения;
- готовить методические рекомендации и предложения, рецензии на разработанные
педагогами методические материалы;
- проводить лекции и организовывать выездные тематические заседания на базе
лицея.
- поощрять и стимулировать педагогическую инициативу и творчество педагогов;
4. Документация
4.1. МР в колледже оформляется документально в форме:
- протоколов ПЦК;
- планов работы ПЦК;
- конспектов и разработок лучших методических мероприятий колледжа;
- письменных материалов, (отражающих деятельность педагога, ПЦК, по анализу и
самоанализу педагогической деятельности);
- рефератов, текстов докладов, сообщений, текстов;
- дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности
работы отдельных педагогов и учащихся, ПЦК).
Документально оформленная МР колледжа заносится в информационный банк
педагогического опыта педагогов колледжа.
5. Организация и проведение конференций
5.1. Конференции проводятся с периодичностью не реже 1 раза в год. Проведение
Конференции устанавливается распорядительным актом директора Учреждения и
программой.
5.2. В приказе утверждается порядок планирования, подготовки и проведения
конференций:
- дату, время и место проведения конференции;
- состав оргкомитета по организации и проведению конференции;
- план подготовки и проведения конференции;
- сроки представления отчетов о проведении конференции.
Приказ о проведении конференции должен быть подготовлен в срок не позднее 90
календарных дней до запланированной даты проведения конференции.
5.3. Для организации и проведения конференций в Учреждении создаётся
оргкомитет. Оргкомитет конференции:
- обеспечивает подготовку помещений для проведения конференции;
- рассматривает общий ход подготовки конференции в соответствии с принятым
планом;
- определяет приглашенных для участия в работе конференции;
- определяет тематику докладов и утверждает докладчиков;
- разрабатывает программу конференции;
- организует тематические выставки;
- разрабатывает текст информационного объявления о проведении конференции;
- размещает информационное сообщение о конференции на сайте техникума;
- оформляет помещения техническими средствами для проведения пленарных и
секционных заседаний, читального зала библиотеки;
- составляет список участников конференции и др.
5.4. К материалам конференции могут относиться:
- информационное сообщение на сайте Учреждения;
- программа;
- электронный сборник докладов и работ конференции;
- резолюция Конференции.
5.5. Резолюция конференции является ее основным документом, отражающим итог
рассмотренных работ (докладов) в рассматриваемой области, основные результаты
дискуссии по рассматриваемым вопросам.
5.6. По итогам конференции оформляется приказ.
6. Организация и проведение семинаров
6.1. Периодичность проведения семинаров не устанавливается.
6.2. Проведение семинаров устанавливается распорядительным актом директора
колледжа и (или) программой семинара.
6.3. Перед семинаром предлагаются темы и актуальные проблемы образования,
которые помогают участникам активно обсуждать заданную тематику семинара.
6.4. Семинар может состоять из 2-3 и более занятий, сочетающих в себе обсуждение
проблемы, обмен положительным
опытом по данной проблеме, выполнение
практических заданий, освоение техники педагогического труда, наблюдение работы
своих коллег.
6.5. Семинар-практикум подразумевает обмен педагогическим опытом, наглядную
демонстрацию нестандартных форм и методов работы с последующим их анализом.
7. Права и обязанности
7.1. Участие в работе семинаров и конференций обязательно для всех
педагогических работников Колледжа.
7.2. Каждый участник семинара и конференции имеет право:
- предложить коллегам свой опыт работы по теме;
- высказать свое мнение;
- участвовать в принятии решения;
- выбирать те или иные формы работы, предложенные на семинаре или
конференции.