Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский профессионально-технический колледж Положение Об организации научно-методической работы, проведение научных и методических конференций, семинаров (в ред. с изм. и доп.) С учетом мнения: Совета обучающихся, Советом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся г. Стерлитамак Положение о методической работе в колледже разработано на основе основных нормативных документов Министерства образования и Закона РФ «Об образовании». Положение о методической работе в колледже определяет цели, задачи, формы организации методической работы, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта. 1. Цели и задачи методической работы в колледже 1.1. Целью методической работы в колледже является повышение уровня профессиональной культуры педагога и мастера п/о, педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. 1.2. Задачи методической работы в колледже: - Оперативное реагирование на запросы ИПР по насущным педагогическим проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности. - Организация системы МР в колледже с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов. - Пополнение информационного педагогического банка данных о педагогическом опыте через обобщение и получение опыта работы своих коллег. - Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений. - Оказание методической помощи ИПР. - Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких педагогов, работающих по одной проблеме. - Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ. - Вооружение педагогов колледжа наиболее эффективными способами образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся. 2. Организация методической работы в колледже 2.1. Структура методической работы в колледже: - Методический совет ГБПОУ СПТК: -предметно-цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин и доп.образования; - предметно-цикловая комиссия информационных и творческих дисциплин; - предметно-цикловая комиссия общепрофессиональных и профессиональных дисциплин строительного направления; - предметно-цикловая комиссия профессионального обучения по адаптированным программам. 2.2. Основные формы методической работы: 2.2.1. Коллективными формами методической работы колледжа являются: - педагогический совет; - предметно-цикловые комиссии; - методические семинары; - инструктивно-методические совещания; - научно-педагогические конференции; - педагогические чтения; - конкурсы педагогического мастерства; - открытые уроки и внеклассные мероприятия; - выставки методических материалов; - курсы повышения квалификации; - предметные декады; - аттестационные мероприятия инженерно-педагогических работников и т.п. 2.2.2. Индивидуальная методическая работа инженерно-педагогического коллектива осуществляется в форме: самостоятельной методической работы преподавателей, мастеров производственного обучения и других инженерно-педагогических работников по повышению квалификации и профессионального роста, согласно плану индивидуальной методической работы. 2.2.3. Самостоятельная методическая работа включает: - составление индивидуального плана методической работы на учебный год; - изучение содержания учебных планов и программ по дисциплинам, профессиям и специальности; - периодическое изучение методической и специальной литературы; - разработку и совершенствование учебно-планирующей документации, учебнометодических комплексов по дисциплинам и других методических материалов; - творческое освоение и использование на уроках передового педагогического и производственного опыта, инновационных технологий обучения; - работу по оформлению учебного кабинета, лабораторий, мастерских производственного обучения; - периодическое проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий; - ежегодное участие в Методической выставке учебно-методических материалов; - периодическое участие в курсовой подготовке по повышению квалификации (1 раз в 3 года); - участие в педагогических конференциях, семинарах, совещаниях, конкурсах педагогического мастерства и т.д.; - подготовка и организация предметных декад (недель); - участие в научно-исследовательской и инновационной деятельности колледжа. 2.2.4. Индивидуальная методическая работа с инженерно-педагогическими работниками осуществляется постоянно и включает: - изучение системы работы инженерно-педагогических работников; - оказание методической помощи инженерно-педагогическим работникам; - проведение методических обучающих семинаров, инструктивно-методических совещаний, консультаций для инженерно-педагогических работников; - выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта инженерно-педагогических работников колледжа; 2.2.5. Для методической работы в колледже организованы предметно-цикловые комиссии, утвержденные приказом директора, которые: - обеспечивают реализацию методических указаний, инструкций и рекомендаций по вопросам содержания и организации учебно-воспитательного процесса; - анализируют содержание подготовки квалифицированных специалистов, осуществляют меры по выполнению учебных планов и программ; - предпринимают меры по совершенствованию теоретического и практического обучения, внедрения и изучения инновационных технологий обучения; - анализируют результаты выпускных квалификационных испытаний, определяют меры по повышению качества обучения; - изучают систему работы инженерно-педагогических работников, при необходимости оказывают методическую помощь; - обсуждают методику изучения программного материала по дисциплинам и по производственному обучению, выполнение лабораторно-практических работ, осуществление внеаудиторной работы с обучающимися; - обсуждают вопросы организации предметных декад, конкурсов педагогического и профессионального мастерства; - организуют проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, осуществляют взаимопосещение занятий, организуют обсуждение и внедрение в практику работу инженерно-педагогических работников эффективных форм и методов обучения и воспитания; - организуют работу по составлению учебно-методических комплексов по дисциплинам, методических материалов для педагогов и студентов. 2.3. Основными участниками МР колледжа являются: - педагоги; - мастера п/о; - руководители ПЦК; - администрация колледжа (директор, заместители директора). 3. Компетенция и обязанности участников методической работы колледжа 3.1. Компетенция участников МР: Преподаватели и мастера п/о: - участвуют в работе ПЦК; - обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег; - участвуют в выборах руководителей ПЦК; - разрабатывают методические программы, технологии, приёмы и способы работы с обучающимися; - работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на ПЦК и допущены к использованию решением Педагогического совета колледжа); - участвуют в МР колледжа. Руководители ПЦК: - организуют, планируют деятельность ПЦК; - обеспечивают эффективную работу участников МР в период занятий, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности; - руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания; - готовят методические рекомендации для педагогов колледжа; - анализируют деятельность ПЦК, - организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих коллег и достижений педагогической науки. Администрация колледжа: - разрабатывает вместе с участниками ПЦК задания и методические материалы; - определяет порядок работы всех форм методической работы; - координирует деятельность ПЦК и методических мероприятий; - контролирует эффективность деятельности методических комиссии; - проводит аналитические исследования деятельности ПЦК; - материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом. 3.2. Обязанности участников методической работы Педагоги и мастера п/о обязаны: - проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия; - систематически посещать занятия ПЦК; - анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения коллег, способы обучения; - оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний; - пополнять информационный банк данных (составление информационнопедагогических модулей, диагностических заданий, методических текстов); Руководители ПЦК обязаны: - стимулировать самообразование педагогов; - организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.; - разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников ПЦК; - анализировать деятельность МР ПЦК; - проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения; - обобщать опыт работы педагогов колледжа. Администрация обязана: - создавать благоприятные условия для работы ПЦК, обеспечивая их работу необходимым для этого учебно-методическим комплексом; - оказывать всестороннюю помощь руководителям ПЦК; - содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации деятельности МК. Консультанты, научные руководители обязаны: - оказывать консультативную методическую помощь педагогам разного уровня с целью их профессиональной адаптации, обучению педагогическому проектированию и формированию индивидуального стиля педагогического поведения; - готовить методические рекомендации и предложения, рецензии на разработанные педагогами методические материалы; - проводить лекции и организовывать выездные тематические заседания на базе лицея. - поощрять и стимулировать педагогическую инициативу и творчество педагогов; 4. Документация 4.1. МР в колледже оформляется документально в форме: - протоколов ПЦК; - планов работы ПЦК; - конспектов и разработок лучших методических мероприятий колледжа; - письменных материалов, (отражающих деятельность педагога, ПЦК, по анализу и самоанализу педагогической деятельности); - рефератов, текстов докладов, сообщений, текстов; - дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы отдельных педагогов и учащихся, ПЦК). Документально оформленная МР колледжа заносится в информационный банк педагогического опыта педагогов колледжа. 5. Организация и проведение конференций 5.1. Конференции проводятся с периодичностью не реже 1 раза в год. Проведение Конференции устанавливается распорядительным актом директора Учреждения и программой. 5.2. В приказе утверждается порядок планирования, подготовки и проведения конференций: - дату, время и место проведения конференции; - состав оргкомитета по организации и проведению конференции; - план подготовки и проведения конференции; - сроки представления отчетов о проведении конференции. Приказ о проведении конференции должен быть подготовлен в срок не позднее 90 календарных дней до запланированной даты проведения конференции. 5.3. Для организации и проведения конференций в Учреждении создаётся оргкомитет. Оргкомитет конференции: - обеспечивает подготовку помещений для проведения конференции; - рассматривает общий ход подготовки конференции в соответствии с принятым планом; - определяет приглашенных для участия в работе конференции; - определяет тематику докладов и утверждает докладчиков; - разрабатывает программу конференции; - организует тематические выставки; - разрабатывает текст информационного объявления о проведении конференции; - размещает информационное сообщение о конференции на сайте техникума; - оформляет помещения техническими средствами для проведения пленарных и секционных заседаний, читального зала библиотеки; - составляет список участников конференции и др. 5.4. К материалам конференции могут относиться: - информационное сообщение на сайте Учреждения; - программа; - электронный сборник докладов и работ конференции; - резолюция Конференции. 5.5. Резолюция конференции является ее основным документом, отражающим итог рассмотренных работ (докладов) в рассматриваемой области, основные результаты дискуссии по рассматриваемым вопросам. 5.6. По итогам конференции оформляется приказ. 6. Организация и проведение семинаров 6.1. Периодичность проведения семинаров не устанавливается. 6.2. Проведение семинаров устанавливается распорядительным актом директора колледжа и (или) программой семинара. 6.3. Перед семинаром предлагаются темы и актуальные проблемы образования, которые помогают участникам активно обсуждать заданную тематику семинара. 6.4. Семинар может состоять из 2-3 и более занятий, сочетающих в себе обсуждение проблемы, обмен положительным опытом по данной проблеме, выполнение практических заданий, освоение техники педагогического труда, наблюдение работы своих коллег. 6.5. Семинар-практикум подразумевает обмен педагогическим опытом, наглядную демонстрацию нестандартных форм и методов работы с последующим их анализом. 7. Права и обязанности 7.1. Участие в работе семинаров и конференций обязательно для всех педагогических работников Колледжа. 7.2. Каждый участник семинара и конференции имеет право: - предложить коллегам свой опыт работы по теме; - высказать свое мнение; - участвовать в принятии решения; - выбирать те или иные формы работы, предложенные на семинаре или конференции.