ОПОП 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Основная профессиональная образовательная программа составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.03
Программирование в компьютерных системах.

Разработчики:
Барменкова В.О. – преподаватель профдисциплин ГБПОУ СПТК;
Бикташева Г.Г. – преподаватель профдисциплин ГБПОУ СПТК;

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения .....................................................................................................................
1.1. Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной
образовательной программы
1.2. Нормативный срок освоения программы
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к
результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции
2.3. Специальные требования
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.
3.1. Базисный учебный план
3.2. Календарный учебный график
3.3. Программы дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического
цикла
3.3.1. Программа… (код, наименование дисциплины)
3.3.2. Программа… (код, наименование дисциплины)
3.3.n. Программа… (код, наименование дисциплины)
3.4. Программы дисциплин математического и общего естественно-научного цикла
3.4.1. Программа… (код, наименование дисциплины)
3.4.2. Программа… (код, наименование дисциплины)
3.4.n. Программа… (код, наименование дисциплины)
3.5. Программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла
Программы общепрофессиональных дисциплин
3.5.1. Программа… (код, наименование дисциплины)
3.5.2. Программа… (код, наименование дисциплины)
3.5.n. Программа… (код, наименование дисциплины)
Программы профессиональных модулей
3.5.o. Программа профессионального модуля (код, наименование)
3.5.р. Программа профессионального модуля (код, наименование)
3.5.q. Программа профессионального модуля (код, наименование)
3.6. Программа производственной практики (преддипломной)
4. Материально-техническое обеспечение реализации основной профессиональной
образовательной программы
5. Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1 Контроль и оценка достижений обучающихся
5.2 Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
5.3 Организация итоговой государственной аттестации выпускников
Приложения: Макеты Примерных программ учебных дисциплин и профессиональных
модулей.

1. Общие положения
1.1.
Нормативно-правовые
образовательной программы

основы

разработки

основной

профессиональной

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) - комплекс нормативнометодической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества
подготовки обучающихся и выпускников по специальности 09.02.03 Программирование в
компьютерных системах.
Нормативную правовую основу разработки основной профессиональной образовательной
программы (далее - программа) составляют:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Закон «Об образовании в Республике Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) по
специальности СПО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 804 от 28 июля 2014 года,
зарегистр. Минюстом РФ (рег. № 33733 от 21 августа 2014 года) 09.02.03 Программирование в
компьютерных системах;
- приказ МОиН РФ от 02 августа 2013 г., от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении
перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования",
зарегистрировано в Минюсте России 26 декабря 2013 г. №30861;
- Приказ Минобрнауки России от 17 марта 2015г №247«О внесении изменений в федеральные
государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июня 2014 г. № 632 "Об установлении
соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни
которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
октября 2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень
которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
сентября 2009 г. № 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень
которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
сентября 2009 г. № 355";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №
1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от
28 августа 2008 года № 241 и от 30 августа 2010 года № 889);
- «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего
образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и
примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 мая 2007 года № 03-1180), (далее – Рекомендации Минобрнауки
России 2007г.);
- Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных
профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего
профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального
образования (Одобрено научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и
дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» Протокол № 1 от «03» февраля
2011 г.);
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России №464 от 14 июня 2013г. «О порядке организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования»
- Приказ Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. № 1580 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464»;
- Приказ
Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1186 «Об утверждении порядка
заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их
дубликатов»;
- Приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115 «Об утверждении порядка
заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их
дубликатов»;
- Письмо Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 17 февраля 2014 г. № 02-68 «О прохождении государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Письма Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования»;
- Устав ГБПОУ СПТК;
- Положение об организации и проведении учебной и производственной практики.
1.2. Нормативный срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы базовой подготовки по специальности 09.02.03
Программирование в компьютерных системах при очной форме получения образования:
- на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;
- на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев.
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок
освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования базовой подготовки.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к
результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
2.1 Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника: совокупность методов и средств для
разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем.
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
- компьютерные системы;

- автоматизированные системы обработки информации и управления;
- программное обеспечение компьютерных систем (программы, программные комплексы и
системы);
- математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и
правовое обеспечение компьютерных систем;
- первичные трудовые коллективы.
2.2 Виды профессиональной деятельности и компетенции
Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции выпускника:
Техник-программист
должен
обладать
профессиональными
компетенциями,
соответствующими видам деятельности:
ВПД 1.
Разработка программных модулей программного обеспечения для
компьютерных систем.
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых
спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.3.
Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных
программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием
графических языков спецификаций.
ВПД 2. Разработка и администрирование баз данных.
ПК 2.1. Разрабатывать объекты базы данных.
ПК 2.2. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных (далее СУБД).
ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.
ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
ВПД 3. Участие в интеграции программных модулей.
ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия
компонент программного обеспечения.
ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных
программных средств.
ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
ПК 3.5. Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет
соответствия стандартам кодирования.
ПК 3.6. Разрабатывать технологическую документацию.
ВПД 4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих.
Техник-программист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
2.3. Специальные требования
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
3.1. Базисный учебный план

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по специальности среднего профессионального образования
09.02.03 Программирование в компьютерных системах

основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального
образования базовой подготовки

Квалификация:
Техник-программист

Форма обучения – очная

Нормативный срок обучения на базе
основного общего образования - 3 года 10 месяцев

Индекс

1

Элементы учебного
Ипроцесса, в т.ч. учебные
дисциплины
н
д профессиональные
модули, МДК
е
к
с
2
Обязательная часть
циклов ОПОП

ОУД.00

Общеобразовательный цикл
Общие дисциплины
Русский язык и литература:
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности
По выбору из обязательных
предметных областей
Информатика
Физика
Химия
Обществознание (включая
экономику и право)
Биология
Астрономия
Дополнительно
Башкирский язык
Индивидуальный проект

Обязательная учебная нагрузка РекоменВремя Макс.
дуемый
В том числе
в неде- учебкурс
лаб.
и
Курс.
лях
ная
изучения
Всего
практ.
работа
нагруз
занятий (проект)
ка
обуча
ющего
ся,час.
3
4
5
6
7
8
123 нед. 5363
3528
2069
60
1, 2, 3
2177

1404

735

1327
292

850
195

471
60

117

78

30

175

117

30

175
351
175
234

117
234
117
117

117
116
30
115

100

70

33

713

476

186

150
181
117

100
121
78

40
53
34

157

105

37

54
54
137
117
20

36
36
78
78
-

6
16
78
78
-

648

432

356

ОГСЭ.01
ОГСЭ.02
ОГСЭ.03

Общий гуманитарный и
социально-экономический
цикл
Основы философии
История
Иностранный язык

55
55
202

48
48
168

16
4
168

4
2
2, 3

ОГСЭ.04

Физическая культура

336

168

168

2, 3, 4

ЕН.00

Математический и общий
естественнонаучный цикл

492

328

100

ЕН.01

Элементы высшей
математики
Элементы математической
логики

252

168

40

2

120

80

30

2

ОУДб.01
ОУДб.02
ОУДп.03
ОУДб.04
ОУДб.05
ОУДб.06

ОУДп.07
ОУДп.08
ОУДб.09
ОУДб.10
ОУДб.11
ОУДб.12
ОУДб.13

ОГСЭ.00

ЕН.02

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

ЕН.03

Теория вероятностей и
математическая статистика
Профессиональный цикл

120

80

30

4356

3164

978

Общепрофессиональные
дисциплины
Операционные системы
Архитектура компьютерных
систем
Технические средства
информатизации

1209

806

382

210
144

140
96

50
32

2
2

120

80

40

2

Информационные
технологии
Основы программирования

120

80

44

2

210

140

80

2

Основы экономики
Правовое обеспечение
профессиональной
деятельности
ОП.08
Теория алгоритмов
ОП.09
Безопасность
жизнедеятельности
ПМ.00
Профессиональные
модули
Разработка программных
ПМ.01
модулей программного
обеспечения для
компьютерных систем
МДК.01.01 Системное
программирование

99
90

66
60

30
34

4
4

99
117

66
78

34
38

2
4

3147

2358

596

870

640

230

180

120

60

2, 3

МДК.01.02 Прикладное
программирование
МДК.01.03 WEB-программирование

240

160

80

3

270

180

90

3

ПМ.02

627

470

106

120

80

20

261

174

86

30

1179

862

160

30

381

234

42

30

240

160

58

4

150

100

30

4

120

80

30

3

П.00
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.07

МДК.02.01
МДК.02.02
ПМ.03
МДК.03.01
МДК.03.02
МДК.03.03

Разработка и
администрирование баз
данных
Инфокоммуникационные
системы и сети
Технология разработки и
защиты баз данных
Участие в интеграции
программных модулей
Технология разработки
программного обеспечения
Инструментальные
средства разработки
программного
обеспечения
Документирование и
сертификация

МДК.03.04 Экономика предприятия

2

60

30

3
3, 4

3, 4

Выполнение работ по
ПМ.04
одной или
нескольким
профессиям рабочих,
должностям работ
МДК.04.01 Выполнение
по
служащих
профессии
оператора
электронновычислительных
и
вычислительных машин
Вариативная часть
циклов ОПОП
Итого по циклам

471

386

100

471

170

100

2,3

1350

900

4536

3024

УП.01

Учебная практика

1,8 нед.

66

66

2,3

ПП.01

Производственная практика 3,2 нед

114

114

3,4

УП.02

Учебная практика

2,2 нед.

78

78

3

ПП.02

Производственная практика 3,8 нед.

138

138

3,4

УП.03

Учебная практика

4 нед.

144

144

3,4

ПП.03

Производственная практика 4 нед.

144

144

4

УП.04
ПП.04

Учебная практика
3 нед.
Производственная практика 3 нед.
(по профилю
специальности)
Преддипломная практика 4 нед.

108
108

108
108

2
3

ПДП
ПА.00
ГИА.00
ГИА.01
ГИА.02
ВК.00

7 нед.
Промежуточная
аттестация
Государственная итоговая 6 нед.
аттестация
Подготовка выпускной
4 нед.
квалификационной работы
Защита выпускной
2 нед.
квалификационной работы
Время каникулярное
34 нед.
Итого:
199 нед. 7673

3.2. Календарный учебный график (приложение)
3.3 Программы общеобразовательного цикла
3.3.1 Русский язык и литература:
3.3.2 Иностранный язык
3.3.3 Математика
3.3.4 История
3.3.5 Физическая культура
3.3.6 Основы безопасности жизнедеятельности
3.3.7 Информатика
3.3.8 Физика
3.3.9 Химия
3.3.10 Обществознание (включая экономику и право)
3.3.11 Биология
3.3.12 Астрономия
3.3.13 Башкирский язык

5328

60

3.4. Программы общего гуманитарного и социально-экономического цикла
3.4.1. ОГСЭ.01 Основы философии
3.4.2. ОГСЭ.02 История
3.4.3. ОГСЭ.03 Иностранный язык
3.4.4. ОГСЭ.04 Физическая культура
3.5. Программы математического и общего естественнонаучного цикла
3.5.1. ЕН.01 Элементы высшей математики
3.5.2. ЕН.02 Элементы математической логики
3.5.3. ЕН.03 Теория вероятностей и математическая статистика
3.6. Программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла
3.6.1. ОП.01 Операционные системы
3.6.2. ОП.02 Архитектура компьютерных систем
3.6.3. ОП.03 Технические средства информатизации
3.6.4. ОП.04 Информационные технологии
3.6.5. ОП.05 Основы программирования
3.6.6. ОП.06 Основы экономики
3.6.7. ОП.07 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
3.6.8. ОП.08 Теория алгоритмов
3.6.9. ОП.09 Безопасность жизнедеятельности
3.6.10.ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных
систем
3.6.11.ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных
3.6.12.ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей
3.6.13.ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих
3.7. Программы производственной практики (преддипломной).
4. Материально-техническое обеспечение реализации основной профессиональной
образовательной программы
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным
для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла.
Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам
повышение квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже
1 раза в 3 года.
ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам,
междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием
расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей)
ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом
к сети информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и
(или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним
учебно-методическим
печатным
и
(или)
электронным
изданием
по
каждому
междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными
изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных
циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100

обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда,
состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными
организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным
ресурсам сети Интернет.
Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических
занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики,
предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база
должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
русского языка и литературы
иностранного языка
математики
истории
основ безопасности жизнедеятельности
информатики
физики
химии
обществознания
башкирского языка
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
математических дисциплин;
стандартизации и сертификации;
экономики и менеджмента;
социальной психологии;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
технологии разработки баз данных;
системного и прикладного программирования;
информационно-коммуникационных систем;
управления проектной деятельностью.
Полигоны:
вычислительной техники;
учебных баз практики.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
тренажерный зал.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как
обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение
обучающимися
профессиональных
модулей
в
условиях
созданной
соответствующей образовательной среды в образовательной организации в зависимости от
специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить
каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом
изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения.

5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА

ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение
первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания,
практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации
по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного
заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным
курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве
внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов).
Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по
профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности
образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться
работодатели.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных
направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной
итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование -

соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
5.2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. Выпускная квалификационная работа является аттестационным испытанием выпускников,
завершающих обучение по ППССЗ СПО и включает в себя выпускную практическую
квалификационную работу и письменную экзаменационную работу.
2. Выполнение выпускной квалификационной работы осуществляется в двух основных
направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
3. Обязательные требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе –
соответствие тематики содержанию одного или нескольких профессиональных модулей;
выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не
ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
4. Защита производится выпускной квалификационной работы проводится на открытом
заседании ГАК.
5. На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 30 минут. Процедура
защиты устанавливается председателем государственной аттестационной комиссии по
согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад обучающегося (не более 10-15
минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы обучающегося. Может быть
предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы.
6. При определении окончательной оценки по защите выпускной квалификационной работы
учитываются:
- доклад выпускника по каждому разделу своей работы;
- ответы на вопросы;
- отзыв руководителя.
7. Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются. В протоколе
записываются: итоговая оценка выпускной квалификационной работы, присуждения
квалификации и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний государственной
аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя,
ответственным секретарем и членами комиссии.
8. Обучающиеся, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при
защите неудовлетворительную оценку, не имеют права на повторную защиту.
5.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

5.3.1
Общие положения
Настоящее положение разработано на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Закона «Об образовании в Республике Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з;
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по
специальности СПО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 804 от 28 июля 2014 года,
зарегистр. Минюстом РФ (рег. № 33733 от 21 августа 2014 года) 09.02.03 Программирование в
компьютерных системах;
- приказа МОиН РФ от 02 августа 2013 г., от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении
перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования",
зарегистрировано в Минюсте России 26 декабря 2013 г. №30861;
- Приказа Минобрнауки России от 17 марта 2015г №247«О внесении изменений в
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального
образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 5 июня 2014 г. № 632 "Об установлении

соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни
которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
октября 2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень
которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
сентября 2009 г. № 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень
которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
сентября 2009 г. № 355";
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №
1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от
28 августа 2008 года № 241 и от 30 августа 2010 года № 889);
- «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего
образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и
примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 мая 2007 года № 03-1180), (далее – Рекомендации Минобрнауки
России 2007г.);
- Разъяснений по реализации федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных
профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего
профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального
образования (Одобрено научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и
дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» Протокол № 1 от «03» февраля
2011 г.);
- Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования»;
- Приказа Минобрнауки России №464 от 14 июня 2013г. «О порядке организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования»
- Приказа Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. № 1580 «О внесении изменений в
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464»;
- Приказа
Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- Приказа Минобрнауки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1186 «Об утверждении порядка
заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их
дубликатов»;
- Приказа Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115 «Об утверждении порядка
заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их
дубликатов»;
- Письма Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки от 17 февраля 2014 г. № 02-68 «О прохождении государственной итоговой аттестации по

образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Письма Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования»;
- Устава ГБПОУ СПТК;
- Положения об организации и проведении учебной и производственной практики.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая
государственная аттестация выпускников государственных образовательных учреждений
среднего профессионального образования является обязательной.
Итоговая государственная аттестация выпускников ГБПОУ СПТК проводится по окончании
курса обучения, имеющего профессиональную завершённость, и заключается в определении
соответствия уровня подготовки выпускников требованиям федерального государственного
образовательного стандарта с последующей выдачей документа государственного образца об
уровне образования и квалификации.
Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является
представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении
им теоретического материала и прохождении учебной и производственной практики по каждому
из видов профессиональной деятельности.
В том числе выпускником могут быть предоставлены отчёты о ранее достигнутых
результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов,
творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной
практики.
5.3.2. Состав аттестационной комиссии и её функции
Итоговая государственная аттестация выпускников осуществляется аттестационной
комиссией, состав которой формируется ГБПОУ СПТК. Аттестационная комиссия формируется
из представителей общественных организаций, педагогических работников и мастеров
производственного обучения аттестуемой группы выпускников. А так же специалистов
предприятий и организаций – работодателей.
Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует
деятельность аттестационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к
выпускникам.
Председатель аттестационной комиссии назначается из числа педагогических работников
подведомственного учреждения среднего профессионального образования, не состоящего в штате
ГБПОУ СПТК и утверждается приказом Министерства образования Республики Башкортостан.
Состав аттестационной комиссии утверждается приказом директора ГБПОУ СПТК.
Основными функциями аттестационной комиссии являются:
- комплексная оценка уровня подготовки выпускника и его соответствие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта СПО;
- принятие решения о присвоении уровня квалификации по результатам итоговой
государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего документа о полученном
образовании;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию качества профессионального обучения
рабочих, на основе анализа результатов итоговой государственной аттестации выпускников
ГБПОУ СПТК. Аттестационная комиссия руководствуется в своей работе настоящим
Положением, а также Федеральным государственным образовательным стандартом по
специальности СПО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 804 от 28 июля 2014 года,
зарегистр. Минюстом РФ (рег. № 33733 от 21 августа 2014 года) 09.02.03 Программирование в
компьютерных системах» в части государственных требований к содержанию и уровню
подготовки выпускников.
5.3.3 Содержание итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация выпускников, обучающихся по программам среднего

профессионального образования, состоит из аттестационных испытаний следующих видов:
- выполнение выпускной практической квалификационной работы по профессии в пределах
требований федерального государственного стандарта СПО;
- защита письменной экзаменационной работы, выполненной выпускником по теме,
определённой приказом директора ГБПОУ СПТК;
Выпускная практическая квалификационная работа по профессии, должна
соответствовать требованиям к уровню профессиональной подготовки выпускника,
предусмотренному квалификационной характеристикой. Критерии оценки выполнения работы:
овладение приёмами работы, соблюдение технических и технологических требований к качеству
производимых работ; выполнение установленных норм выработки; умелое пользование
оборудованием, приспособлением, инструментом; соблюдение требований безопасности труда и
организации рабочего места.
Письменная экзаменационная работа должна соответствовать
содержанию
производственной практики по профессии, а также объёму знаний и умений, предусмотренных
федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования по данной профессии.
Письменная экзаменационная работа должна содержать описание разработанного
технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое
описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, а также
параметров и режимов ведения процесса. При необходимости, кроме описательной части, может
быть представлена графическая часть.
Итоговая государственная аттестация выпускников не может быть заменена оценкой
уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной
аттестации.
5.3.4 Порядок проведения аттестации
Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с графиком,
утверждаемым директором ГБПОУ СПТК, не позднее чем за полгода до момента проведения
аттестации.
К итоговой государственной аттестации допускаются выпускники, завершившие
обучение в рамках ППКРС и имеющие документы, подтверждающие освоение ими компетенций
при изучении теоретического материала и прохождении учебной и производственной практики по
каждому из основных видов профессиональной деятельности
По результатам итоговой государственной аттестации выпускникам присваивается
квалификация по специальности, входящей в профессию, и выдаётся соответствующий документ
об уровне образования и квалификации.
Выпускники, не сдавшие итоговые экзамены по отдельным учебным предметам или не
выполнившие практические квалификационные и письменные экзаменационные работы,
считаются не закончившими учебное заведение.
Выпускникам, не прошедшим аттестационных испытаний в полном объёме и в
установленные сроки по уважительным причинам ГБПОУ СПТК
может быть установлен другой срок аттестации или же она может быть отложена до
следующего периода работы аттестационной комиссии. Выпускники, не прошедшие всех
аттестационных испытаний по не указанным в Положении причинам, отчисляются из ГБПОУ
СПТК с выдачей справки установленного образца, в которой указывается период обучения,
перечень изученных предметов и полученные по ним оценки.
Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников и сводные ведомости
итоговых оценок по изученным предметам хранятся постоянно в архиве ГБПОУ СПТК.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».